Вернее, так было до определенной поры. Пока однажды я — совершенно случайно — не наткнулась в интернете на странный текст, совмещавший в себе песню группы "Мельница" и вселенную Гарри Поттера. Когда я прочла эту вещь, у меня реально вынесло мозг. Я три дня ходила под впечатлением. Причем не столько даже от самого текста (хотя это был один из самых шедевральных фиков по миру ГП «Невеста полоза» Элли), как от мысли о том, что человек составил пару из таких далеких друг от друга в каноне людей, как Снейп и Грейнджер. Когда информация более-менее переварилась, я полезла в поисковик и узнала, что прочитанное мною лишь крохотная толика того, что вообще написано по этой паре. И тогда я подсела на фанфикшн, читала взахлеб, на работе, ночи напролет. Причем не все подряд, а именно снейджеры. Намного позже я узнала, что подхваченный мной вирус называется "шипперство". Сначала я шипперила потихоньку, поскольку в придачу ко всему была еще и полным нубом в компьютерах и не умела регистрироваться на форумах, когда же научилась, стала активно общаться и писать автором комменты. Исключительно положительные, потому что в то время мне было достаточно увидеть в шапке фика СС/ГГ и все. Глаза закрывались на недочеты текста и ошибки автора. При этом я не была неподготовленным читателем — на полке уже пылился один диплом и зарабатывался второй; занималась редактированием, сама писала тексты. Но когда я открывала заветный сайт — становилась будто другим человеком, у которого в голове, вместо добываемых годами тонн литературоведческой информации, было только одно — "ну не ня ли" и радостная улыбка до ушей о того, что ща буду читать фик по любимому пейрингу. А через некоторое время эта моя всекомментность ударила по мне же, когда уважаемый фандомный критик, в разборе одного откомменченного мной фика, уличил меня в дурновкусие. Мне было даже стыднее, чем когда я фразы из своего фика в перловке обнаружила! На Блич-фандоме нет критиков и критики как таковой, поэтому здесь можно комментить все, что угодно, не боясь, что тебе однажды скажут: «Фи! И ты это читал! И тебе понравилось?!». Только вот качественных фиков от этого вряд ли станет больше.
А потом я решила написать ЕГО — свой первый фик! Он был и есть (кому интересно — стучите в личку) ООСен и АУшен до невозможной степени. На ГПшных сайтах моё творениЁ встретили очень позитивно, много и радостно комметили, что дало мне силы накатать аж 24 главы! Но я как-то сразу сообразила, что если столько хороших отзывов — это непорядок. И стала ждать критику. Притом — от конкретного критика, очень уважаемого на фандоме человека и любимого мной автора. Дождалась. Критика была объективной, насколько она вообще может быть таковой. Но... Тогда влюбленность в собственный текст и поддержка большинства застили мне глаза. И я проигнорировала замечания и стала писать дальше... Это потом я научилась работать с бетами, работать над текстом, бояться, когда тебя только хвалят. Но тогда, в давние годы своей фикрайтерской юности, я посчитала мнение того критика вкусовщиной... А как же! Я ведь видела в своем тексте глубинные смыслы! А вот злой-жестокий читатель не увидел. Причем самый-то парадокс в том, что я прекрасно знала: если читатель не увидел в моем тексте моих смыслов, это вина моя, а не читателя! Потом я написала второй фик. Этот, кроме отрицательных отзывов, получил еще две разгромных рецензии (поверьте, пережить рецензию, в которой тебя буквально препарируют, гораздо сложнее, чем пережить негативный коммент). Он уже был снесен мною со всех сайтов, потому что мне было жутко стыдно за такое творчество.
Зачем я это все рассказываю? Просто недавно один из любимых ПЧ сказал мне, что я ставлю свое читательское мнение выше авторского. Но ведь это нормально! Ведь читатель — это "клиент" фикописца. А клиент, как известно, всегда прав. И он имеет право потребовать "жалобную книгу", если предложенный ему товар его чем-то не устроил. И фикрайтер не должен обижаться, ибо сам виноват в том, что принес на "рынок" сырой, недоработанный продукт.
А теперь о вкусовщине и имхе в комментах. Согласно словарю, вкусовщина — это оценка каких-нибудь явлений с точки зрения своего, субъективного вкуса. А теперь что такое критика литературная — разбор (анализ), обсуждение какого-либо произведения с целью дать оценку. И то и другое — в любом случае — опирается на эстетико-мировоззренческий багаж оценщика, и то и другое по сути своей — глубоко субъективно. Поверьте, даже Белинский, Чернышевский и Добролюбов критиковали произведение именно со своей — но никак не авторской (!) — точки зрения. Если бы было иначе — не было бы известного раскола "Современника".
Все мы в комментах обмениваемся имхой и страдаем вкусовщиной. Ибо в большинстве своем и мы и критикующие нас — непрофессионалы. Просто кто-то прочел чуть больше умных книг, кто-то написал чуть лучшее фики, заработав тем самым уважение на фандоме, поэтому к его имхе и вкусовщине мы прислушиваемся с большим вниманием. Шипперу комментить сложнее, потому что ему, априори, текст уже "по вкусу", а посему бревен в глазу незаметно. (Не говорите, что это не так, потому что я сама этим болела и знаю!).
И тут уже автору выбирать — кому верить, кому нет и чья имха ему ближе. Но главное, что нужно усвоить всем сетературщикам, — как только твой текст стал достоянием общественности, ты должен быть готов к тому, что кто-то обязательно увидит в нем и недостатки. И это хорошо, потому означает, что тебе есть куда расти. Если ты конечно хочешь расти.
Как-то так.

@темы: блич, головобительное, матчасть, ДОТФ, накрыло
Блин, только вот абстрагироваться от критики и понять, что ругают товар, а не купца, порой ох как сложно!
Был у меня один случай, когда я указала автору на явные ошибки текста. Мол, доработайте, идею раскройте. Ваааа, меня растерзали через личку: что я, тварь такая, задавила в человеке будущего писателя. Зареклась комментировать и выражать свое недовольство. Все же на вкус и цвет...
а вот по сути, пережить критику - тоже определенный подъем автора над самим собой.
совершенно верно, без этого невозможно совершенствоваться))))) как ты узнаешь, что так и не вырос в творчестве, если все тебя будут только хвалить)))) Понять, что тебе хотять донести, исправится в следующий раз. — именно))))
Блин, только вот абстрагироваться от критики и понять, что ругают товар, а не купца, порой ох как сложно!
это потому, что каждая наша писулька — часть нас самих)))) и когда ругают наш некачественный товар, разумеется, ругают и нас, купцов, притащивших это на рынок )))) тут главное на личности не переходить
А на блич портале кое-кто сказал мне, что у меня стиль хромает, я не поленился и пошел читать фики критика. Мол раз человек что-то говорит, то должен знать о чем говорит. Мдя... После двух драбликов я понял, что на эту критику внимания обращать не стоит, но прочитал еще несколько вещей у этого человека. Ну а вдруг? Нифига подобного. В общем, я с тех пор смотрю на того, кто критикует ))), ну и на то, что и как критикует мои тексты ))) Но выставляюсь я мало где, вот и мало меня критикуют )))
Лютый зверь, то, что подружились — хорошо
А на блич портале кое-кто сказал мне, что у меня стиль хромает, я не поленился и пошел читать фики критика. Мол раз человек что-то говорит, то должен знать о чем говорит. Мдя... После двух драбликов я понял, что на эту критику внимания обращать не стоит, но прочитал еще несколько вещей у этого человека. Ну а вдруг? Нифига подобного. В общем, я с тех пор смотрю на того, кто критикует ))), ну и на то, что и как критикует мои тексты ))) Но выставляюсь я мало где, вот и мало меня критикуют )))
я вообще-то тоже так делаю
ой, терь мну боиццо тя критиковать, ибо само крайне криволапо пишет
А вот тут я не согласен )))
И критикуй, пожалуйста, а иначе как я буду расти?
то, что подружились — хорошо и что написала — правильно)))) может человеку пригодится ))))
Конечно пригодится )) Я дал ссылку на свою инструкцию по НЦе ))) она теперь у нее в цитатнике )) Я буду только рад, если мой горячечный бред кому-то поможет))))
Лютый зверь, ну это распространенное мнение
И критикуй, пожалуйста, а иначе как я буду расти?
ну... я буду стараться, хотя с меня тоже критик аховский
Конечно пригодится )) Я дал ссылку на свою инструкцию по НЦе ))) она теперь у нее в цитатнике )) Я буду только рад, если мой горячечный бред кому-то поможет))))
вот видишь, тебе адекватный автор попался
Распространенное, но не верное
ну... я буду стараться, хотя с меня тоже критик аховский
Вот и тренируйся на мне *подмигивает*
вот видишь, тебе адекватный автор попался
Ну, у меня, наверное, чутье на адекватных людей ))))
Лютый зверь, ну ведь нет дыма без огня)))) если мнение популярно, значит, у него есть какое-то основание
Вот и тренируйся на мне *подмигивает*
*стесняццо* буду стараться
Ну, у меня, наверное, чутье на адекватных людей ))))
везет тебе
А про плохих писателей и критиков... И такое было)) Мне сначала это сказали - мол из тебя писатель плохой, вот и критикуешь, а потом сам же нападавший и сболтнул - я вот критиком в журнале работаю!.. Ну-ну)) Проецируем свои проблемы на других?)) Думаю воспринимать надо именно адекватную критику, а не что-то из разряда - отстой, мне не нравится, "аффтар выпей йаду!"))
Шинигами-сама, это не критика, и не вкусовщина даже, это идиотизм
А про плохих писателей и критиков... И такое было)) Мне сначала это сказали - мол из тебя писатель плохой, вот и критикуешь, а потом сам же нападавший и сболтнул - я вот критиком в журнале работаю!.. Ну-ну)) Проецируем свои проблемы на других?)
как правило, многие (но к счастью, не все) критики так и поступают)))) того же Белинского почитай)))) у меня иной раз возникало подозрение, что он просто завидует критикуемому)))) притом, Виссарион Григорьевич даже адекватным не всегда был в своих разборах, ИМХО)))) тогда не надо было говорить "выпей йаду", тогда писатели были нервные — могли и сами застрелиться
А про плохих писателей и критиков..
Нам у универе по этому поводу долго мозги клепали и, в конце-концов, убедили ))) А текст много говорит о том, кто его написал вне зависимости от удасности самого текста )). Человек на блич портале, о котором я говорю писал драблики-состояния. Проситал новую главу и ваяет о том, что зацепило. Я не против потока сознания, но ведь надо же мысль хоть какую-то при этом выразить, а не только эмоции ))). И что значит «над стилем вам надо порабоать» ? Конкретика, я вас спрашиваю, где?
Лютый зверь, вот тут я с тобой немного не согласна
И что значит «над стилем вам надо порабоать» ? Конкретика, я вас спрашиваю, где?
стилистический анализ — вещь сложная и длинная)))) а над стилем нам всем пока еще надо наработать, чтобы его, этот самый стиль выработать
Мне это тоже постоянно говорят, но я не знаю, как работать. Эх....
Спасибо, поищу))
crazy belka28, а кто-то же и стреляется. Часто ведь писатели, это подростки, которые пытаются свои комплексы и проблемы решить через писательство. Это хорошо, есть такая терапия, только вот эти работы... не имеют литературного веса, за небольим исключением.
Шинигами-сама, ну, закажи как-нибудь рецу какому-нибудь фандомному монстру, из тех, кого уважаешь
которые пытаются свои комплексы и проблемы решить через писательство.
да и пусть решают, это не только подростки делают, этим и мы, вполне взрослые люди, страдаем
не имеют литературного веса, за небольим исключением.
вот поэтому и не надо тащить)))) тут уже другое)))) тщеславие называется)))))
Кто же спорит? Но вот тут ключевоено и ! Одно и другое, а не одно вместо другого ))).
Насчет стихов. В русской литературе стих несет не только эмоции, но и мысль. Даже если это перевод )))) Нет основной мысли - нет произведения ))) Эмоции важны, но голая эмоция - это личное дело каждого и не надо мне говорить про самовыражение))) Самовыражение имеет смысл только на приеме у психолога, а если человек претендует на звание художника, то должен иметь что сказать. Возможно я необоснованно суров, но у меня хватает совести не считать себя художником.
Мне это тоже постоянно говорят, но я не знаю, как работать. Эх....
Мне это говорят редко, но, по-моему, зря ))) Над ним мне работать и работать, а у меня еще и страсть к эксперементам ))) Просто написать что-то общей фразой и усе... нафиг тогда вообще писать? Сказать свое «Фи»? Ну так бы и сказала, а то я так и не понял чего от меня хотели.
Так.. что-то я увлекся.. из-за жары, наверное...
Лютый зверь, вот полное ППКС! Я тоже себя художником не считаю)))) и вряд ли когда-то буду считать))) но графомания тоже должна быть хотя бы в меру качественной
Мне это говорят редко, но, по-моему, зря ))) Над ним мне работать и работать, а у меня еще и страсть к эксперементам )))
редко, потому что, чтобы провести серьезный стилистический анализ текста, нужны уже спецзнания
ППКС, вот только некоторых это не останавливает ))) Но разумная и конструктивная критика только помогает ))))
Лютый зверь, не без того, что есть у людей желание выпендриться и показать себя этаким мэтром, не имея на то оснований
Но разумная и конструктивная критика только помогает ))))
ага, это когда еще автор, которого критикуешь, разумный и конструктивный)))) и друзья его не набегут тебя тапками забивать, что молодое дарование губишь
Лично у меня только две позиции (из гораздо большего числа возможных )), причем на вторую я встаю исключительно "под дулом пистолета", ибо слишком напряжно в психологическом плане.
Я говорю про случаи, когда фанфик в целом неплохой, но в нем что-либо хромает, и это было бы лучше исправить... Разумеется, в смысле грамматики, стилистики или матчасти - в сюжет я никогда не лезу.
Но т.к. многие все равно воспринимают это как личное оскорбление, то я придерживаюсь политики Атоса - даю советы только когда меня попросят, причем очень попросят )
А на первую - когда мне понравилось и я хочу это сказать. Чтобы автор вдохновлялся и писал еще
читать дальше
Что до комментирования, то сама я фики комментирую редко, в основном тогда, когда переполняют эмоции и автора хочется задушить в объятьях. До отрицательного отзыва могут довести те же эмоции, особенно если фанф про любимых героев изобилует ошибками, которые бросаются в глаза даже человеку, по долгу службы не связанному с филологией/лингвистикой/журналистикой.
Сын Дракона, в смысле грамматики, стилистики или матчасти - в сюжет я никогда не лезу. Но т.к. многие все равно воспринимают это как личное оскорбление
о, граф, как вам не повезло )))) ибо если человек указание на ошибки воспринимает как оскорбление — это "тушите свет"!
даю советы только когда меня попросят, причем очень попросят )
я тоже раньше так делала)))) но мне однажды сказали, что это не очень честная позиция)))
Геллка
Узнала себя)) Точно так же сидела с дурацкой улыбкой и читала, читала...)
ага, фанфикозависимость — страшная болезнь)))
Мне повезло больше, я начала с "хороших" авторов))) Была возможность сравнить и отворотить нос
я тоже с хороших начинала, но их как всегда мало, они быстро кончились, а "кушать" хотелось
Причем самый-то парадокс в том, что я прекрасно знала: если читатель не увидел в моем тексте моих смыслов, это вина моя, а не читателя!
меня удивляют авторы, которые скорее обвинят читателя в "неумении читать", чем признаются хотя бы себе самим в "неумении писать"
Ну ППКС же! Хочу себе критики. Много-много-много.
это хорошее пожелание)))) но если ты на меня смотришь, то я плохой критик
Что до комментирования, то сама я фики комментирую редко, в основном тогда, когда переполняют эмоции и автора хочется задушить в объятьях.
*уходит тихо гордится комментом на драбблик*
изобилует ошибками, которые бросаются в глаза даже человеку, по долгу службы не связанному с филологией/лингвистикой/журналистикой.
таких авторов нужно вежливо просить не писать больше, ИМХО
читать дальше
я тоже раньше так делала)))) но мне однажды сказали, что это не очень честная позиция)))
А это не моя проблема ))))))))
Я в Интернет захожу развлекаться - а не испытывать на себе чужие комплексы. Пусть скажут спасибо тем, кто меня отвадил "лезть в не свое дело".
Кстати, именно поэтому я всегда предлагаю меня пинать, если кто чего заметит... Ибо вообще-то Граф грамотный - просто слишком рассеяный )
Почему? Это ваше решение, каким бы оно ни было, просто мне интересно,Шинигами-сама , зачем себя ограничивать?